Автор данной статьи Дима Пир. |
|
КОРОТКО О ЕЗИДСКИХ ПЛЕМЕНАХ. В средневековье на территории Курдистана существовало несколько государственных образований, т.е. княжеств-эмиратов, которые представляли собой могущественную военную силу. Из этих княжеств Хакари, Бахдинан и Ботан в составе своего населения имели значительное количество приверженцев езидского вероисповедания. Кроме того, у езидов было своё княжество Дасени, позже известное как Шейхан во главе с эмирами из рода Катани. Этот небольшой эмират оказывал значительное влияние на соседние мусульманские княжества. Езидский эмир управлял езидскими племенами посредством своих посланников - "кавалов", которые одновременно были проповедниками езидской религии, а также исполняли функции судей. Символом власти являлись медные изображения павлина (санджак). На каждую из езидских общин приходилось по одному санджаку. Каждый год группа из нескольких кавалов вместе с санджаком обходила все езидские селения. Езиды составляли семь общин, и каждая из них представляла собой союз племен: езиды Шейхана, Синджара, Алеппо, Тебриза, Диарбакра, Хакари и езиды, проживающие на границе с Арменией. Но, к сожалению, езидскому княжеству, как и другим курдским эмиратам, суждено было попасть под власть поработителей.
В начале XVI века Курдистан стал ареной непрекращающихся войн между Сефевидским Ираном и Османской Империей. В1639 г. согласно Захабскому договору страна курдов была поделена между ними. Колониальная политика турецких и иранских феодалов оказала крайне отрицательное воздействие на развитие экономики и культуры народа, породила архаистичностъ и застойность общественного и хозяйственного уклада курдского общества. Всё это способствовало консервации родоплеменных отношений, препятствовало национальной и государственной консолидации. Для определения племенных единиц употреблялись термины: аширет, кабиль, таифе, бар, эль и пр. Арабский термин "аширет" к началу ХIX в. (помимо значения "племя") выражал новое понятие "союз племён", т.е. более крупное объединение нескольких племён.
Отдельные езидские семьи и родоплеменные группы оказались на территории Южного Кавказа (в частности, в Грузии и Армении) после двух русско-персидских войн 1804-1813и 1826-1828 гг. крымской и русско-турецкой войн в 1853-1856 и 1877-1878 гг. Это были либо жители тех селений, которые, согласно условиям Гюлистанского и Туркманчайского договоров, перешли в подданство России, либо переселенцы, бежавшие на территорию бывшей Эриванской губернии от притеснения иранских и турецких властей.
Переселение приобрело массовый характер во время резни в 1916 году. В Армении езиды обосновались в Эчмиадзинском, Александропольском и Сурмалинском уездах. В последних двух некоторые курдские племена обитали с незапамятных времён.
Османские войска и тут не давали им покоя. В мае 1918г. они собрали из армянских и двенадцати езидских сёл Александропольского уезда почти всё трудоспособное мужское население и погнали в Турцию. Только из небольшой езидской деревни Памп они забрали 80 езидов. В Александрошльском уезде езидское племя Бали занимало три села Курубхаз, Кондахсаз и Чобанмаз. Махамди заселяли деревню Курубхаз вместе с племенем Бали.
Племя Рожки занимало село Пошт.
Племя Агалари, которое считалось главным в этом районе, происходило от известного Чобан-аги и занимало село Мирак. В этом селе наблюдалась пёстрая картина племён, так же, как и в некоторых соседних сёлах. К началу XX века в Александрополъском уезде появилось несколько десятков племён, пришедших сюда из окрестностей городов Игдыр, Ван и Карс. Так, в Апаранском районе на сегодняшний день есть 11 езидских селений (Алагяз, Курубхаз, Джарджарис, Коцдахсаз, Корбулах, Памп, Джамушлу, Мирак, Сангяр, Чобанмаз, Пошт). Здесь обосновались племена Бали, Сухани, Рожки, Масаки, Пивази, Раджави, Махамди, Чохраши, Мусесани, Анкоси, Силки, Дасени, Ароки. Ханиидр. В селениях Талинского, Октомберянского и Эчмиадзинского районов обитают племена Хасени, Сипки, Раши, Мандеки, Баиндури, Раджави, Ортеш, Дауди, Чохраши, Барави и др. Часть этих племён пришла в Грузию к концу 1918 г. и поселилась в основном в Тбилиси. Незначительная часть рассеялась в некоторых других районах. Езиды старались поселяться подобно тому, как жили на родине, т.е. по племенной принадлежности. Представители одного племени часто занимали определенную улицу или район.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
|